Когда бизнесу не хватает денег, владелец ищет способы увеличить доход. Смотрит на маркетинг, рекламу, продажи, производство. И это правильно! Но «лишние деньги» можно получить не только за счет роста выручки. Ирина Нарчемашвили, финансовый директор ATManagement Group, предлагает 15 способов сократить расходы компании без ущерба для развития.
По моему опыту, бизнес может экономить от 50 000 до 5 000 000 рублей в месяц, причем без ущерба для своей работы. Даю вам 15 идей, как тратить меньше и откладывать больше на себя. Сразу договоримся. Приемы даю коротко, чтобы вы не застряли тут на неделю.
Теперь возьмите блокнот и ручку. Читайте вдумчиво и записывайте идеи! Вперед!
1. Ведите учет расходов
Вы удивитесь, но иногда можно сократить расходы, просто начав их учитывать. Записывайте каждый рубль, который тратит бизнес в течение месяца. Выпишите все статьи расходов, потом проанализируйте и сделайте выводы.
2. Поставщики
Анализируйте поставщиков постоянно, а не раз в год. Просите скидки — часто вам их дадут. Покупайте оптом или договоритесь с другими компаниями о совместных закупках. Ищите более дешевые аналоги, не в ущерб качеству. Подумайте, как можно перейти на собственное производство.
3. Зарплата
Продавцов переводим на процент. Остальным снижаем окладную часть, добавляем премиальную и привязываем к выручке/прибыли компании. Можно установить пороги, ниже которых ЗП не может опускаться/подниматься, если боитесь сразу переходить на безокладную систему.
4. Реклама
Начните анализировать эффект от каждого источника рекламы в отдельности. Желательно эффект измерять не только заявками/звонками, а продажами. Внедряйте аналитику. Откажитесь от рекламы, которая съедает бюджет, но не дает выхлопа.
Вкладывайте 80-90 % денег в то, что проверено. На креативы и эксперименты — 10 %. Подумайте, можете ли вы работать с рекламным агентством по бартеру. Мы работали несколько раз.
5. Ассортимент
Проведите ABC и XYZ анализ. Уберите неходовые позиции, которые занимают место на складе, продаются редко, а прибыли приносят мало. Ищите более маржинальные товары-аналоги.
6. Клиенты
ABC и XYZ анализ применим к покупателям. В любом бизнесе есть клиенты, которые «выедают» мозг, покупают редко, а платят мало. При этом менеджеры тратят на них время и силы. Сэкономьте! Используйте правило 80/20. Найдите 20 % тех, кто делает вам 80 % выручки и направьте все силы на работу с ними.
7. Себестоимость
Помимо работы с поставщиками, подумайте над автоматизацией процессов, изменением технологии производства и закупкой более дешевого сырья. Качество при этом упасть не должно!
8. Дебиторка
По возможности переходите на постоплату. Выделите отдельного человека на сбор долгов, этим не должен заниматься продавец. Всем менеджерам платите не с отгруженного товара, а с пришедших денег.
Разработайте четкие правила по работе с должниками — должна быть система напоминаний, штрафов, предупреждений, поощрений. Никогда не отгружаете товар/услугу, если у покупателя есть просроченная дебиторка.
9. Нужды офиса
С лупой рассмотрите все расходы — от кофе и печенек до заправки принтера и оплаты интернета. Во-первых, оцените реальную необходимость этих трат. Во-вторых, оцените частоту повторных закупок (не печатают ли на вашем принтере дипломы на 100 страниц). В-третьих, оцените рыночную стоимость. Лишнее — режем. Нужное — оптимизируем.
10. Траты персонала
Внедрите систему заявок на расходы. Сотрудники в письменном виде должны излагать, на что они хотят потратить деньги, зачем и почему это столько стоит. Рассматривайте эти заявки и оплачивайте счета раз в неделю — и бухгалтерии проще, и вас не дергают, и возможности для воровства закрыли.
11. Налоги
Скажу сразу — я не большой эксперт. Но у меня есть десятки знакомых предпринимателей, которые сэкономили миллионы, перейдя на другую систему налогообложения. Главный совет — работайте в белую и не стесняйтесь спрашивать у бухгалтера, почему вы платите столько налогов и можно ли меньше.
12. Материальная ответственность
За компьютеры, оборудование, мебель и так далее. Определите разумный срок службы каждой вещи, откладывайте на амортизацию и ремонт. Перестаньте оплачивать поломки по вине персонала за свои деньги. Кстати, материальная ответственность убережет вас и от краж, особенно, если сотрудник захочет уволиться.
13. Аутсорсинг
Иногда дешевле работать с фрилансерами (реклама, дизайн) или аутсоринговыми фирмами (юристами, бухгалтерами, курьерами), чем держать в штате своих. Посмотрите, есть у вас сотрудники, которые реально загружены только 1-2-3 дня в неделю?
14. Офис/коммунальные платежи
Попробуйте договориться о скидке с арендатором — у нас получилось. Если клиенты нечасто к вам приходят — или не приходят вообще, снимите офис меньшего размера или чуть дальше от центра. Не транжирьте деньги на статусные и дорогие апартаменты, если у вас маленькая компания.
Работайте над уменьшением коммунальных счетов. Установите энергосберегающие лампы. Поставьте датчики движения в местах, где свет используется нечасто. Вода/тепло/свет/газ — все это можно экономить не только дома, но и в бизнесе.
15. Предложите сотрудникам бонус
Если найдут способ экономить. Почему только вы должны искать? Ваши люди, а особенно за премию, сами найдут в компании дыры, куда утекает доход. Пользуйтесь!