7 июня прошла вторая часть серий мероприятий, организованные CRE event. Ведущий специалист «Делового Новосибирска» Людмила Герега приняла участие в конференции online и по итогу подготовила его краткий обзор.
На встрече присутствовали представители ритейла (fashion и e-grocery – товары повседневного спроса в Интернете), маркетплейса, торгового центра, складского комплекса, логистической компании, IT-бизнеса, HR-специалисты и юристы.
Каждый из спикеров рассказал о состоянии своего бизнеса, поделился своими знаниями и опытом, как выжить в сложившейся ситуации, на что необходимо сделать акцент, чтобы поддержать финансовую модель и укрепить свой бизнес.
Ключевые вопросы второй части «Барометра рынка»:
Рынок ритейла
Состояние ритейла рассмотрели на примере продовольственного ритейлера "Азбука Вкуса".
Выявлены следующие показатели:
- отмечается падение покупательской способности;
- наблюдается отток покупателей в формат дискаунтеров;
- уменьшается количество чеков, но за счёт роста чека (увеличение цен), офлайн-продажи всё равно находятся на уровне прошлого года;
- прогнозируется в будущем дальнейший рост цен, что обусловлено усложнением и удорожание логистики;
- количество импортных товаров сократиться.
Необходимые мероприятия:
- взвешенный анализ происходящего;
- процесс оптимизации, поиск наилучшей локации;
- сохранение ассортимента товара, в том числе, импортной полки;
- замена ассортимента товара на лучшие товары хорошего качества из других стран;
- поиск новых поставщиков;
- собственное производство (готовая еда, полуфабрикаты)
- выстраивание диалога с арендодателями.
В целом, на рынке торговых помещений наблюдается высвобождение площадей, но в этом есть и положительные моменты - возможность для других компаний найти для себя лучшую локацию. Важно сейчас выстроить партнёрские отношения между арендатором и собственником. Ведь кто-то необоснованно требует снижения арендных ставок, например, интернет-магазины, аптеки, продовольственные ритейлеры, несмотря на высокие показатели товарооборота.
Торгово-развлекательные центры
Торговые центры из сегментов коммерческой недвижимости пострадали больше всех. Они находятся в стрессовом и неопределённом состоянии. ТЦ, где пул российских арендаторов составляет больший процент, более устойчивы в сложившейся ситуации. До сих пор многие зарубежные компании занимают выжидательную позицию. ТЦ активно составляют кейс потенциальных арендаторов, кто может заполнить образовавшиеся свободные площади. Ставки делаются на турецкие, индийские, иранские компании, заключаются предварительные договоры аренды.
Для поддержания деятельности ТЦ необходима трансформация объектов, будущее за многофункциональностью. В частности, рекомендуется открытие площадок для организации фестивалей, концертов, внедрение спортивной тематики и активное размещение фитнес-индустрии.
Выделены также следующие рекомендуемые мероприятия для привлечения покупательского потока:
- проведение благотворительных мероприятий;
- увеличение рекламы, предоставление арендаторам бесплатной медиа-рекламы;
- маркетинговая поддержка;
- предоставление скидок по арендной ставке;
- повышение качества управления эксплуатации торговым центром (клининг, эстетика экстерьера и интерьера).
Есть позитивность в трансформации ТЦ, так как стандартная матрица ТЦ разрушается, будет создано больше уникальных пространств, которые позволят людям более качественно и интересно проводить время.
Инструменты и технологии IT- решения, необходимые для развития бизнесаТЦ:
- развитие сайтов и мобильных приложений для привлечения покупателей;
- активное использование имеющихся социальных сетей.
За приложениями большой потенциал. Торговые объекты могут активнее использовать мобильные приложения, настроить искусственный интеллект, сделать карту здания, где покупатели будут видеть все магазины и даже товары. Арендаторы смогут размещать рекламу, продвигать свои товары и услуги, а УК анонсировать различные мероприятия и акции. Приложения с искусственным интеллектом займут свою нишу. Digital-marketing позволит выгодно оптимизировать маркетинговый бюджет.
Сейчас, когда образовался информационный вакуум (в связи с блокировкой самых популярных соцсетей), использование приложений для ритейла и торговой недвижимости - это необходимость.
Складская недвижимость
Сектор складской недвижимости достаточно устойчив. Ставки сохраняются на хорошем уровне. Спрос уравнялся с предложением. Есть потребность развития логистических хабов в регионах. На роль региональных хабов претендуют Казань, Екатеринбург, Новосибирск.
Для этого необходимо развивать инфраструктуру и строить дороги.
Большинство строек складов сейчас ведётся по заявке для конечного потребителя.
При этом высокая себестоимость строительства – самый главный ограничитель для девелоперов.
Инфляция, перебои в поставках не просто осложняют процесс строительства, а не позволяют управлять себестоимостью и окупаемостью, ведь ставки по аренде не растут.
В связи с этим спекулятивное строительство замедлилось или вовсе заморозилось некоторыми девелоперами. В основном продолжается стройка под уже заявленные и подтвержденные мощности.
Подводя итоги мероприятия, нужно отметить, что рынок коммерческой недвижимости находится в поиске баланса между спросом и предложением, поэтому такие встречи экспертов помогают найти верный ответ в решении вопросов, которые возникли в результате известных всем обстоятельств. Важно трезво оценивать ситуацию, активно обмениваться опытом, грамотно и с любовью выполнять свою работу.