Заявка на оказание услуги

После отправки заявки на указанную электронную почту будет отправлено подтверждение

Фамилия Имя Отчество Заполните поле
Телефон Заполните поле
Email Заполните поле
Текст Заполните поле
Введите символы
Заполните поле
+7 (383) 363 18 18
заказать звонок

Заказать звонок

Имя Заполните поле
Телефон Заполните поле
Комментарий
Введите символы
Заполните поле
ООО «Деловой Новосибирск»
ИНН 5406374623
630102, г. Новосибирск, ул. Кирова, 50, офис 25/1
Тел/факс +7 (383) 363 18 18 (многоканальный)
e-mail: office@dn-nsk.ru; www.dn-nsk.ru

Новости прессы

Архиважно: от чего зависит облик зданий

23.12.2013 Публикации  

История не терпит сослагательного наклонения. И все же… На минувшей неделе в Музее города Новосибирска открыли выставку «Never-Сибирск: нереализованные проекты новосибирских архитекторов». Посетителям показали, какой могла стать столица Сибири, если бы градостроительные планы, не осуществившиеся в силу тех или иных обстоятельств, все-таки воплотились в жизнь.

Проблемы в архитектуре были, есть и будут, уверен главный архитектор Новосибирска Владимир Фефелов. По его словам, в настоящее время реализация проектов, во-первых, упирается в деньги, во-вторых, в пожелания того, кто платит:

– В беседе с Владимиром Алексеевичем Бородкиным (заслуженным архитектором России. – Ред.) мы пришли к выводу: дай бог если 10 % из того, что мы рисуем, воплощается в жизнь. Остальное, как правило, – это те самые варианты, которые требуют серьезных финансовых вложений и временных затрат. Я работал с американцами, у них совершенно другая идеология: главный показатель – сметная стоимость эксплуатации. А у нас – сметная стоимость строительства. Понимаете, в чем разница? Она очень существенная.

Впрочем, влияние заказчика на творческий процесс вовсе не является исключительной характеристикой рыночной экономики. В 1955 году в СССР издали знаменитое постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». В стране взяли курс на упрощение. Любое здание – всего лишь конструкция из заводских модулей: секций, пролетов, панелей. Вместо самого красивого дома нужно возвести самый экономичный. Специалистам поставили задачу – в кратчайшие сроки спроектировать типовые жилые дома, школы, больницы, кинотеатры.

– Что из этого вышло, помнит каждый, кто смотрел фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» – шутят организаторы выставки.

И все же в столь суровое и не располагающее к архитектурным сантиментам время зодчие находили возможность создать что-то необычное.

– Это была тяжелая ломка, – говорит генеральный директор проектного института «ЗАПСИБНИИПРОЕКТ.2» Александр Айданаков. – Наши старшие товарищи рассказывали, как наутро после опубликования документа им объявили, что, мол, учили вас неправильно и так делать нельзя, а надо по-другому. Но даже в этих ограниченных условиях архитекторы-профессионалы сумели оставить в городе великолепные следы той эпохи. Если архитектор воплотил в жизнь 10 % своих идей – это большой успех, а все остальное остается в душе, в памяти, в эскизах. И мы должны эти работы видеть.

В музейной экспозиции представлен генплан Новосибирска конца 1920-х годов с автономным городом-садом на левом берегу Оби, монументальная библиотека высотой 58 метров на месте ГПНТБ, ступенчатый бульвар от улицы Кирова к Оби, варианты реконструкции центра Новосибирска и планировок малоосвоенных городских территорий (например, долины бывшей реки Каменки) и другие проекты, которые сегодня кажутся утопией. Большинство из них выполнены в технике архитектурной графики.

Комбинатом по воспитанию нового советского человека должен был стать Дом науки и культуры. Проектировать его начали в конце 1920-х годов, строить – в первой половине 1930-х. Внешний облик планировали в духе авангардной архитектуры – гладкие геометрические формы с лентами окон. В зрительном зале нет ни расписного потолка, ни огромной хрустальной люстры: открытое внутреннее пространство купола предполагалось использовать для патриотических световых шоу.

– Увидев, как над ними скачут красноармейцы, простые люди выходили бы с таких представлений совершено потрясенные, с измененным сознанием – это была цель, – комментирует заведующая Музеем истории и архитектуры Сибири им. С. Н. Баландина Дарья Бушма. – Но из-за несовершенства технической базы реализовать эту идею не удалось. Поэтому здание пришлось переделывать – украшать снаружи и внутри. Кроме того, предназначение объекта изменилось кардинально – он стал Оперным театром. К лету 1941 года его сдали в эксплуатацию, однако намеченное на июнь официальное открытие не состоялось – началась война. Оперный распахнул свои двери для зрителей в мае 1945 года – через 15 лет после закладки фундамента.

Проект научного городка Западно-Сибирского филиала Академии наук СССР в центре Новосибирска. Архитекторы А. Д. Крячков, Н. Г. Васильев. 1944–1947 годы.

Выражение «научный центр» в отношении Новосибирска могло обрести буквальный смысл.

– Научный городок Западно-Сибирского филиала АН СССР предполагали построить в духе «сталинской неоклассики», по разным сторонам Красного проспекта в районе его пересечения с улицами Фрунзе, Державина и Гоголя, – рассказывает Дарья Бушма. – Авторы проекта планировали, что там появятся как минимум два квартала периметральной застройки – на манер ленинградской, когда парадные фасады домов образуют торжественную ограду вокруг комплекса. Его составные части – здание Президиума Академии наук, которое в настоящее время занимает Институт систематики животных, а также лабораторный корпус Химико-металлургического института, где сейчас находится резиденция полномочного представителя Президента РФ в СФО. Предполагаемая специализация научного городка – сопровождение горнодобывающей промышленности в Кузбассе, а также дешевая медицина и фармакология, в частности ботаническое направление – использование растений в качестве лечебных средств. В напряженное послевоенное время, из-за задач, требующих первоочередного финансирования, о городке для ученых на какое-то время забыли – до конца 1950-х, когда решили создать Сибирское отделение АН СССР и обеспечить его научной инфраструктурой в Советском районе Новосибирска.

Новосибирская набережная, как в середине прошлого века, так и в наше время, является территорией неосвоенной. Тем не менее выразительный ландшафт и транспортная доступность позволяют проектировать здесь интересные общественные комплексы, например выставочный павильон наподобие современного «Экспоцентра».

– Его архитектура напоминает Кристальный дворец в Лондоне, – говорит Дарья Бушма. – Помещения были бы прекрасно освещены за счет арочных окон. Сибирский колорит – скульптуры приготовившихся к прыжку в воду белых медведей у входа в здание.

– В 1980-е проблема этой территории была скорее в освоении, а не в хаотичной застройке и транспортной напряженности, как сейчас, – рассуждает Дарья Бушма. – В это время уже почти достроили ГУМ «Россия», начали, но так и не окончили возведение гостиницы «Турист». Проект предусматривал обширную пешеходную зону, большое количество зеленых насаждений. Тогда это казалось возможным, поскольку площадь еще не выполняла активных торговых и деловых функций.

– На этом проекте представлена площадь, довольно плотно застроенная общественными зданиями – магазинами и деловыми центрами. Но все они выполнены в едином ансамбле и соразмерны друг другу – нет той кошмарной архитектурной разноголосицы, которая есть сейчас: недостроенная гостиница, странный объект за памятником Покрышкину и тут же огромный «Сан-Сити», который видно с любой точки города…



Автор: Ирина Видулина
Источник: Новосибирская недвижимость.nn-baza.ru