Проживая очередной кризис, фэшн-рынок быстро перестраивается, и если в 2022 году продажи просели, то первые месяцы 2023 показывают рост и появление новых игроков, об этом рассказала соучредитель и коммерческий директор Fashion Consulting Group Ануш Гаспарян на сессии Недели российского ритейла-2023.
Сокращение спроса на модном рынке отразило общее состояние экономики и по итогам 2022 года составило 12–15% в натуральном выражении. «Но уже прошло 5 месяцев 2023 года, и мы наблюдаем, что рынок сильно набирает обороты, многие компании показывают очень хороший прирост, — говорит Ануш Гаспарян. — Фэшн — это индустрия, которая под кризисами только закаляется. Такое ощущение, что кризис фэшн-игроков только заводит».
Динамика 2022 в денежном выражении составила (- 8%) по отношению к 2021. Это второе в крупное падение за последние годы: в пандемийный 2020 год рынок просел на 11% по отношению к 2019, а в 2021 уже вырос на 9% по сравнению к 2020.
С уходом иностранных игроков немного изменился рейтинг топ-10 по оборотам массового сегмента. В 2021 году рейтинг возглавляли: H&M, Kari, Gloria jeans, Zara, «Детский мир», O’stin «Спортмастер», Familia, Uniqlo, Rendez vous, отметим, что из них только три бренда — иностранные, это H&M (Швеция), Zara (Испания), Uniqlo (Япония).
По итогам 2022 в рейтинге остались только российские компании: Kari, Gloria jeans, «Детский мир», O’stin Спортмастер, Familia, «Спортмастер», Rendez vous, «Снежная королева», Zolla, «Твое».
Претенденты на освободившиеся места — локальные уже работающие сети, заявившие об активном росте, иностранные локальные компании из Турции, Китая, Ливана, новые российские игроки — нишевые дизайнерские бренды, мультибрендовые универмаги, новые иностранные бренды, сменившие «вывеску».
«Возникает большое количество локальных дизайнерских брендов, которые мы называем „выходцы из соцсетей“, — рассказывает Ануш Гаспарян. — Они сегодня открывают шоурумы, единичные концептуальные бутики в центре города, корнеры в мультибрендовых магазинах. С точки зрения дизайна эти „нишевики“ развивают наш рынок. Нарастает тренд развития универмагов, таких как Slava, „Телеграф“, Trend Island, это огромные пространства, занимающие площади от 3 до 9 тыс. кв. м, куда заходят как российские, так и иностранные операторы — турецкие, китайские, корейские. Мультибрендовая стратегия очень выгодна — есть четкие KPI по продажам, и если бренд им не соответствует, его легко вывести. Также рынок товарами наполняют параллельный импорт, ресейл, альтернативные сервисы трансграничной доставки».
Доля онлайн в продажах 2022 года достигла уже 32%, при том что в 2021 она составлял 27%. Основным трендом остается мультиканральность. Если в 2014 году мультиканальных покупателей было 11%, то в 2022 — практически 60%.
Драйвером онлайн-торговли на этом рынке, как и на других, являются маркетплейсы, на чью долю приходится 77% онлайн-продаж. Причем, на первом месте — Wildberries — 62% от суммарных фэшн-оборотов шести маркетплейсов, за ним следуют Ozon — 23%, «Ламода» — 15%. В 2023 году темп роста онлайн снизится, но продолжит теснить офлайн-канал.